В лес позвал друзей антон там лесник построил дом

Тема: Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык (стр. 14 )

Назовите однокоренные слова к слову пять. (И т. д.)

— Сколько получилось групп однокоренных слов? (Пять.) (Самостоятельное выполнение письменных заданий по рядам:

первый ряд записывает слова с корнями -ночь-, — верх-; второй — с корнями -свет-, -грусть; третий — с корнями -ред-, — пять-.) (Самопроверка, самооценка.)

— Какие орфограммы вы встретили в однокоренных словах? (Безударные гласные, парные согласные, непроизносимые со­гласные.)

Назовите в каждой группе проверочное слово.

— Сделайте вывод: как пишется корень в однокоренных сло­вах? (Одинаково.)

— Какими частями речи могут быть однокоренные слова? (Разными.)

(Далее самостоятельное выполнение грамматических разбо­ров. Два ученика работают у доски. Проверка.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику

Упр. 79 (с. 52). (Работа в парах. Учащиеся составляют рассказ по таблице, дополняют его своими примерами. Проверка. Две-три пары вы­ступают с сообщениями, класс оценивает.) Упр. 80 (с. 52). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка, самооценка.)

VIII. Рефлексия Работа по карточкам

— Прочитайте стихотворение. Выпишите однокоренные сло­ва, разберите их по составу.

Двор весь заснеженный ярко блестит.

Снежная крепость в нём смехом звенит.

Лепит снежки детвора день-деньской.

Хвалятся крыши каймой снеговой.

С новой метёлкой стоит снеговик.

Снега излишки увёз грузовик.

К ёлке готовим снежинки, фигурки,

Ставим спектакль мы весёлой Снегурке.

Мы не скучаем пока по весне,

Но вот подснежники видим во сне.

(Коллективная проверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Из каких значимых частей состоят слова?

— Дайте определение каждой из них.

— Какую работу они выполняют в слове?

Домашнее задание

Выучить определения частей слова (с. 52), упр. 81 (с. 53).

Тема: Состав слова. Значимые части слова. Роль окончаний в слове. Разбор слова по составу.

Цели: развивать умения распознавать однокоренные слова, определять значимые части в слове, выполнять словообразова­тельный анализ слов; уточнить представление об окончании и его роли в слове; совершенствовать навыки правописания родовых окончаний прилагательных.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с за­данным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения мате­риала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте пары слов. Докажите, что это однокоренные слова.

— Как образовались выделенные слова?

— Объясните правописание слов с орфограммами. (Два ученика выполняют на доске разбор слов по составу.)

III. Актуализация знаний

— Подберите к данным существительным подходящие по смыслу имена прилагательные с непроизносимыми со­гласными, а к прилагательным — имена существительные с непроизносимыми согласными.

Писатель, небо, крутая, цветы, горячее, человек, весёлый, час, сильное, сельская.

IV. Работа по теме урока

1. Игра «Доскажи словечко»

Знает наша детвора:

Прятки — лучшая… (игра).

Всех ребят хотим собрать,

В прятки будем мы… (играть).

Наш щенок такой шалун,

Забияка и… (игрун).

Мой котёнок шаловливый

Очень ласковый,… (игривый).

У малышки погремушка,

Очень шумная… (игрушка).

— Прочитайте слова, которые вы записали. Как они называ­ются?

— Найдите общую часть родственных слов. Как она называется?

— С помощью каких значимых частей образовались эти слова?

— Какие ещё значимые части слова вы знаете? Дайте их опре­деления.

— Как найти корень в слове?

— Как определить, являются ли слова однокоренными?

2.  Работа по учебнику

Упр. 82 (с. 53). (Работа в парах. Далее коллективное обсуждение.)

— Все ли слова, в которых выделена общая часть -вод — явля­ются однокоренными?

— На сколько групп можно разделить эти слова? (Па две.)

— Назовите слова, образованные от слова вода. (Вода, водово­рот, водопровод.)

Назовите слова, образованные от слова водить.

(Самостоятельное выполнение письменных заданий: про­граммный уровень — б, уровень повышенной сложности — а. Коллективная проверка, самооценка.)

Упр. 83 (с. 54). Прочитайте предложения выразительно.

— Найдите слова, которые употреблены в переносном значе­нии. (Осень ходит, осень развешивает, хрустальные паутины, убирает в золото.)

— Найдите в предложениях грамматические основы.

— Назовите в каждом предложении однородные члены.

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Какие окончания вы выделили в словах первого предло­жения?

— Какую роль играют окончания в словосочетании и предло­жении?

— Назовите части слова хрустальные.

Дополнительное задание: соотнести схемы с предложениями, составить к каждой схеме своё предложение. О, О. О, О, О. (Взаимопроверка, самооценка.)

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 84 (с. 54). — Прочитайте.

— Какая значимая часть слова служит для связи слов в слово­сочетании и предложении? (Окончание.)

Как проверить окончание имени прилагательного? (По име­ни существительному.)

Выполните задания.

— Прочитайте словосочетания. Объясните правописание окончаний имён прилагательных.

(Самооценка.)

VII. Рефлексия

Работа по карточкам

— Прочитайте стихотворение. Выпишите однокоренные слова, выделите в них корень

В лес позвал друзей Антон,

Там лесник построил дом.

На лесной в цветах опушке

Новая с резьбой избушка.

Лесоруб спилил для дома

Крепких лиственничных брёвен.

Лесовоз доставил к месту.

Мы смотрели с интересом.

Показал лесник лесок,

Что подходит для досок,

Где растут тетрадки, книжки

И игрушки ребятишкам

Под травинкой пел сверчок,

Прыгал с ним лесовичок.

Подружились с ним мы в чаще.

Пригласил ходить почаще.

Возвращались перелеском,

Лес будили песен всплеском.

И. Расулова «Грамматика в стихах» (Взаимопроверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Из каких значимых частей состоят слова?

— По каким признакам можно определить однокоренные слова?

— Какова роль окончания в слове?

Домашнее задание

Упр. 85 (с. 54), выучить одну скороговорку.

Тема: Состав слова. Приставки и суффиксы.

Цели: закреплять знания о роли суффиксов и приставок в слонах; развивать навыки разбора слов по составу; совершенствовать умение записывать текст по памяти.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез, к. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учеб­ной деятельности и её мотивом.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте скороговорки, которые у вас получились. (Пе­репел перепёлку и перепелят в перелеске прятал от ребят. Ти­мошка Трошке крошит в окрошку крошки.)

Читайте также:  Построить летнюю кухню к дому

Назовите корни в однокоренных словах. (Несколько учеников читают скороговорки наизусть.)

III. Актуализация знаний

— Прочитайте слова.

Цв..тущий, улы..ка, под..рить, зв..нок, сосе..ка, пр..мой, ука..ка, ела., кий.

— На какие группы их можно разделить? (Слова с безударными гласными в корне и слова с парными согласными в корне.)

Запишите слова в два столбика. (Один ученик работает на откидной доске. Проверка, само­оценка.)

— Найдите и подчеркните имена существительные. (Улыбка, звонок, соседка, указка.)

Как образовались эти имена существительные? (С помощью суффикса — к-.)

IV. Самоопределение к деятельности

— Найдите в каждой группе лишнее слово.

1) Гора, пригорок, гореть. (Гореть.)

2) Лето, лётчик, полёт. (Лето.)

3) Кора, корка, покорить. (Покорить.)

Объясните свой выбор. (Эти слова не являются родствен­ными для остальных слов.)

Найдите в первой группе слово с приставкой. Назовите её. (Пригорок.)

Для чего служат приставки? (Для образования новых слов.)

Какое значение имеет в этом слове приставка при? (Около.)

— Найдите во второй группе слово с суффиксом. Назовите суффикс. (Лётчик.)

— Для чего служит эта часть слова? (Для образования новых слов.)

— Какие значения слов образуются при помощи суффик­са -ник? (Это может быть слово, связанное с профессией, например грузчик. А может быть слово с уменьшительно-ла­скательным значением, например стульчик.)

Какие ещё части слова вы знаете? (Окончание.)

Для чего служит эта часть слова? (Для связи слов в предложе­нии и словосочетании.)

Источник

Урок Руского языка | План-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему:

  1. Письмо с комментированием.

В лес позвал друзей Антон,

Там лесник построил дом.

На лесной в цветах опушке

Новая с резьбой избушка.

— Найдите однокоренные слова. Что вы знаете о родственных словах?     

II.         Актуализация знаний.

Работа в группах.

— Выпишите однокоренные слова и выделите в них корень.

I  —  Двор весь заснеженный ярко блестит,

      Снежная крепость в нём смехом звенит.

II – Лепит снежки детвора день – деньской,

       Хвалятся крыши каймой снеговой.

III – С новой метёлкой стоит снеговик,

        Снега излишки увёз грузовик.

IV  — К ёлке готовим снежинки, фигурки,

        Ставим спектакль для весёлой Снегурке.

V  — Мы не скучаем пока по весне,

Но вот подснежники видим во сне.

Дети с ОВЗ работают по карточкам.

— Спишите слова и выделите в них корень.

 1) Вода, водичка, подводный, водяной.

 2) Водитель, водит, заводить, переводила (через дорогу).

Проверка (Слайд).

— Что такое корень?

(Даётся определение и составляется таблица «Значимые части слова»).

Работа в парах.

— ВЫБЕРИ ПОДХОДЯЩИЙ КОРЕНЬ СЛОВА

                                                                                — ОК

— НОЙ

— НИК

                             ?                                                 — НИЦА

  — ОЧЕК

ГЛАЗ —                                                                                                                    ЗУБ –

— ВЫБЕРИ ПОДХОДЯЩИЙ КОРЕНЬ СЛОВА

                                                                             — ИК

                                ?                                          — ОВЫЙ

                                                                            — ОВНИК

                                                                           — ОВОД

САД —                                                                                                                          ЛЕС –

— Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

(Слайд).

  1. Основная часть.
  1. Игра «Доскажи словечко».

(Названные слова записываются в тетрадь).

Знает наша детвора:

Прятки – лучшая … (игра).

Всех ребят хотим собрать,

В прятки будем мы … (играть).

Наш щенок такой шалун,

Забияка и … (игрун).

Мой котёнок шаловливый,

Очень ласковый, … (игривый).

У мальчишки погремушка,

Очень шумная … (игрушка).

— Прочитайте слова, которые вы записали. Как они называются?

Найдите общую часть родственных слов. Как она называется?

С помощью каких значимых частей слова образуются эти слова? (Суффикс).

Что такое суффикс? Дайте определение.

(Дополняется таблица).

  1. Игра « Гном и Гулливер».

— Волшебные суффиксы –к-, -ик-, -ищ-, -ин-. Преврати предметы для гнома в маленькие, а для великана в большие.

Гном                                              Гулливер      

                               Рука

                               Нога

                               Стол

                               Нос

                               Дом

(Слайд).

  1. Физкультминутка.

(Слайд «Суперфизминутка»).

Задание.

— Рассели слова по домикам

— ышк —                                                    — ушк —                                           — ечк –

Читайте также:  Построй свой дом программа московской области

бревно                                                    скамейка                                     зерно

перо                                                         баба                                               имя

дед                                                           изба                                               семя

  1. Продолжение основной части урока.

— Какая ещё значимая часть слова служит для образования новых родственных слов?

— Что мы знаем о приставке?

(Дополняем таблицу).

Задание №1. «Чья группа быстрее и правильно составит слова при помощи приставок».

Под —                                                По —

За —                  ВОД —                       В –

Пере —                                               Вы –

(Слайд).

Задание №2.  «Выбери слово с приставкой».

             ПОЁМ

             ПОШЁЛ

             ПОЛЬЗА

             ПОРОГ

— Как называется изменяемая часть слова? (Окончание).

Какую роль выполняет окончание в словосочетаниях и предложениях?

(Дополняется таблица).

              Задание №3.  – Подбери к предметам слова – признаки (имена прилагательные).

Мягкое                                                         черепаха

Зимняя                                                         кресло

Кленовый                                                     шапка

Пластмассовое                                          лист

Медлительная                                           ведро

Детский                                                        плащ

— Что такое основа слова?

(Заполняется таблица).

(Слайд).

 — Итак, какие значимые части слова вы знаете?

                 Задание №4.

— Давайте с вами вспомним Правило разбора слов по составу.

Вывешивается алгоритм разбора слов по составу.

  1. Сведения о словах, которые образованы от двух корней.

— А есть в русском языке слова, которые образованы от двух корней. Их соединяют гласные, которые так и называются соединительные.

Какие это гласные, как их обозначают при разборе?

Отгадайте и запишите слова, выделяя в них корень и соединительную гласную.

Любитель книг

Книголюб

Машина, которая возит молоко

Молоковоз

Рабочий, который варит сталь

Сталевар

Машина, которая сама летает

Самолёт

Человек, который разводит птиц

Птицевод

  1. Рефлексия.

— Какие части слова вы знаете?  (Приставка, корень, суффикс, окончание). Это называется Морфема.

Какие используются для образования новых слов? (Приставка, суффикс).

Какая морфема используется для соединения слов в словосочетания и предложениях? (Окончание).

Какие слова называются однокоренными?

Как по – другому их можно назвать? (Родственные).

— Найди однокоренные слова к слову

ГОРА

ПРИГОРОК                                                                                                   ГОРЕМЫКА

ГОРЮШКО                                                                                                   ВЫСОКОГОРЬЕ

ГОРОЧКА

Источник

Стихотворение, за которое Маяковскому можно дать нобелевскую премию мира

Литературный журнал «Ритмы вселенной»

Владимир Маяковский фигура в русской литературе неоднозначная. Его либо любят, либо ненавидят. Основой ненависти обычно служит поздняя лирика поэта, где он воспевал советскую власть и пропагандировал социализм. Но со стороны обывателя, не жившего в ту эпоху и потока времени, который бесследно унёс многие свидетельства того времени, рассуждать легко.

Маяковский мог бы не принять советскую власть и эмигрировать, как это сделали многие его коллеги, но он остался в России до конца. Конец поэта печальный, но он оставался верен своим принципам, хотя в последние годы даже у него проскальзывают нотки недовольства положением вещей.

То, что начнет твориться в советской России после 30-х годов, поэт уже не увидит.

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было написано в 1918 году. Это время, когда ещё молодой Маяковский с восторгом принимает происходящие в стране перемены и без капли сожаления прощается со своей богемной жизнью, которую вёл ещё несколько лет назад.

Кобыла по имени «Барокко». Фото 1910 года.

Большой поэт отличается от малого не умением хорошо рифмовать или мастерски находить метафоры, и уж точно не количеством публикаций в газетах и журналах. Большой поэт всегда берётся за сложные темы, которые раскрывает в своей поэзии — это даётся далеко не каждому, кто умеет писать стихи. Большой поэт видит не просто голод, разруху, когда люди видят голод и разруху. Он видит не роскошь и сытую жизнь, когда люди видят роскошь и сытую жизнь — подмечает те детали, мимо которых простой обыватель пройдёт мимо и не заметит ничего.

А Маяковский всю жизнь презирал мещанство и угодничество и очень хорошо подмечал тонкости своего времени.

О самой поэзии он выскажется так:

Поэзия — вся! — езда в незнаемое.
Поэзия — та же добыча радия.
В грамм добыча, в год труды.
Изводишь единого слова ради
тысячи тонн словесной руды.

В стихотворении (оно будет ниже) поэт напрямую обращается к животному. Но это обращение служит неким метафорическим мостом, который должен только усилить накал, происходящий в стихе и показать обычному обывателю всю нелепость и жестокость ситуации. Случаи жестокого обращения с лошадьми были часты в это время. Животных мучали до последнего, пока те действительно не падали замертво прямо на дорогах и площадях. И никто этого не пресекал. Это считалось нормой.

Животное же не человек…

Извозчики времён Маяковского.

Читайте также:  Как построить дом из экопанелей

Предлагаем вашему вниманию стихотворение «Хорошее отношение к лошадям», за которое по праву можно дать премию мира. Кстати, нобелевку в 2020 году получила американская поэтесса Луиза Глик. Аведь многие тексты Маяковского не хуже, и они то как раз о борьбе – борьбе за свободу и за равное существование на нашей планете.

Маяковский вдохновил множество хороших людей — именно поэтому его помнят и любят до сих пор.

Будь ты хоть человек, а хоть лошадка, которая отдаёт всю себя ради общей цели. Пусть поэт и обращается к лошади, но главную свою мысль он хочет довести до людей, которые стали слишком чёрствыми и жестокими.

Миру мир!

Хорошее отношение к лошадям

Били копыта,
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.-
Ветром опита,
льдом обута
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клёшить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала!
— Упала лошадь! —
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные…

Улица опрокинулась,
течет по-своему…

Подошел и вижу —
За каплищей каплища
по морде катится,
прячется в шерсти…

И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть,
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И всё ей казалось —
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.

И стоило жить, и работать стоило!

Лайк и подписка — лучшая награда для канала.

Источник

Открытый урок русского ыазыка 21 | Образовательный порта

Письмо с комментированием.
В лес позвал друзей Антон,
Там лесник построил дом.
На лесной в цветах опушке
Новая с резьбой избушка.
— Найдите однокоренные слова. Что вы знаете о родственных словах?
II. Актуализация знаний.
Работа в группах.
— Выпишите однокоренные слова и выделите в них корень.
I — Двор весь заснеженный ярко блестит,
Снежная крепость в нём смехом звенит.
II – Лепит снежки детвора день – деньской,
Хвалятся крыши каймой снеговой.
III – С новой метёлкой стоит снеговик,
Снега излишки увёз грузовик.
IV — К ёлке готовим снежинки, фигурки,
Ставим спектакль для весёлой Снегурке.
V — Мы не скучаем пока по весне,
Но вот подснежники видим во сне.
Дети с ОВЗ работают по карточкам.
— Спишите слова и выделите в них корень.
1) Вода, водичка, подводный, водяной.
2) Водитель, водит, заводить, переводила (через дорогу).
Проверка (Слайд).
— Что такое корень?
(Даётся определение и составляется таблица «Значимые части слова»).
Работа в парах.
— ВЫБЕРИ ПОДХОДЯЩИЙ КОРЕНЬ СЛОВА
— ОК- НОЙ
— НИК
? — НИЦА
— ОЧЕК
ГЛАЗ — ЗУБ –

— ВЫБЕРИ ПОДХОДЯЩИЙ КОРЕНЬ СЛОВА
— ИК
? — ОВЫЙ
— ОВНИК
— ОВОД
САД — ЛЕС –
— Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
(Слайд).
Основная часть.
Игра «Доскажи словечко».
(Названные слова записываются в тетрадь).
Знает наша детвора:
Прятки – лучшая … (игра).
Всех ребят хотим собрать,
В прятки будем мы … (играть).
Наш щенок такой шалун,
Забияка и … (игрун).
Мой котёнок шаловливый,
Очень ласковый, … (игривый).
У мальчишки погремушка,
Очень шумная … (игрушка).
— Прочитайте слова, которые вы записали. Как они называются?
Найдите общую часть родственных слов. Как она называется?
С помощью каких значимых частей слова образуются эти слова? (Суффикс).
Что такое суффикс? Дайте определение.
(Дополняется таблица).
Игра « Гном и Гулливер».
— Волшебные суффиксы –к-, -ик-, -ищ-, -ин-. Преврати предметы для гнома в маленькие, а для великана в большие.
Гном Гулливер
Рука
Нога
Стол
Нос
Дом
(Слайд).
Физкультминутка.
(Слайд «Суперфизминутка»).
Задание.
— Рассели слова по домикам
— ышк — — ушк — — ечк –
бревно скамейка зерно
перо баба имя
дед изба семяПродолжение основной части урока.
— Какая ещё значимая часть слова служит для образования новых родственных слов?
— Что мы знаем о приставке?
(Дополняем таблицу).
Задание №1. «Чья группа быстрее и правильно составит слова при помощи приставок».
21736051517651183005189865Под — По —
217360514033521050251936751053465140335За — ВОД — В –
12896855080
Пере — Вы –
(Слайд).
Задание №2. «Выбери слово с приставкой».
ПОЁМ
ПОШЁЛ
ПОЛЬЗА
ПОРОГ
— Как называется изменяемая часть слова? (Окончание).
Какую роль выполняет окончание в словосочетаниях и предложениях?
(Дополняется таблица).
Задание №3. – Подбери к предметам слова – признаки (имена прилагательные).
1221105162560565785124460Мягкое черепаха
565785167005Зимняя кресло
802005140970862965140970Кленовый шапка
1221105114935Пластмассовое лист
Медлительная ведро
756285123825Детский плащ
— Что такое основа слова?
(Заполняется таблица).
(Слайд).
— Итак, какие значимые части слова вы знаете?
Задание №4.
— Давайте с вами вспомним Правило разбора слов по составу.
Вывешивается алгоритм разбора слов по составу.
Сведения о словах, которые образованы от двух корней.
— А есть в русском языке слова, которые образованы от двух корней. Их соединяют гласные, которые так и называются соединительные.
Какие это гласные, как их обозначают при разборе?
Отгадайте и запишите слова, выделяя в них корень и соединительную гласную.
Любитель книг Книголюб
Машина, которая возит молоко Молоковоз
Рабочий, который варит сталь Сталевар
Машина, которая сама летает Самолёт
Человек, который разводит птиц Птицевод
Рефлексия.
— Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание). Это называется Морфема.
Какие используются для образования новых слов? (Приставка, суффикс).
Какая морфема используется для соединения слов в словосочетания и предложениях? (Окончание).
Какие слова называются однокоренными?
Как по – другому их можно назвать? (Родственные).
— Найди однокоренные слова к слову
ГОРА
ПРИГОРОК ГОРЕМЫКА
ГОРЮШКО ВЫСОКОГОРЬЕ
ГОРОЧКА

Источник