В петербурге построят жилые дома на намыве в финском заливе
Васильевский остров обрел новые очертания. Очередная порция намыва за 3 года на бумаге выросла на 20 га
Почему застройка намыва выросла на 20 га, и что пропустили в 2007 году те, кто купил квартиры на берегу залива с видом на воду, разбиралась «Фонтанка».
Поделиться
Документацию по намыву северо-западной части Васильевского острова выставили на общественные обсуждения. Между тем аборигены, обеспокоенные дисбалансом жилья и социалки, пытаются сопротивляться — замахнулись даже на референдум о моратории на застройку района.
Поделиться
В Петербурге стартовали общественные обсуждения намыва северо-западной части Васильевского острова, который должен появиться уже в 2026 году. Горожанам предлагается до 28 марта оценить воздействие масштабного проекта на окружающую среду.
Предмет, вынесенный на слушания — проектная документация «Инженерная подготовка территории земельных участков (в том числе увеличение высотных отметок) для целей возведения объектов недвижимости, инженерной и транспортной инфраструктуры» — то есть дальнейший намыв острова. Оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) в рамках государственной экологической экспертизы ориентировочно планируется завершить уже в июне 2021 года.
Поделиться
Площадь территории в границах проектирования, как следует из документации, составляет 162,8 га. Для этого потребуется более 9,5 млн кубометров грунта. Частично работы по намыву территории уже осуществлены, это следует из генерального плана (часть земель имеет высотные отметки на уровне проектных и выше). Соответственно, жилье на «первой линии», окна которого сейчас выходят на Финский залив, перестанут быть видовыми на протяжении Морской набережной от Новосмоленской набережной до Адмиральского проезда.
Согласно правилам землепользования и застройки, львиную часть территории занимает зона среднеэтажного и высокоэтажного жилого строительства (Т3Ж2), остальное — общественно-деловая подзона ТД1–2_2, ТД2_2 (для которой жилье является условно-разрешенным видом использования) и небольшой кусок — зона транспортной и инженерной инфраструктуры (ТИ1–1).
Если верить информации о разрешенной высотности строительства, которую можно найти на градостроительном портале, участок восточнее ЗСД — вдоль домов Морская набережная, 33–39 с различными корпусами показатель составляет 3033 метра. Большую его часть занимает зона объектов инженерной и транспортной инфраструктур, коммунальных объектов, остальное — подзона объектов многофункциональной общественно-деловой застройки и жилых домов.
Разрешенная высотность «основной территории» от Новосмоленской набережной до ЗСД варьируется от 404359 метров до 404363, 404372, 404375 метров (последние цифры — максимальная).
В рамках первого этапа работ по намыву (2022–2024 годы) планируется отсыпка пионерной территории и дамбы, заполнение котлованов слева и справа от нее, отсыпка территории восточнее ЗСД, ограждающей дамбы, устройство крепления откоса территории, строительство вертикального берегоукрепления. Второй этап продлится с 2024 по 2026 годы, он включает в себя отсыпку отсекающей дамбы, поднятие высотных отметок южнее пионерной дамбы на основной территории и на участке технологической акватории.
Как отмечается в документации, представленной на слушания, в северо-западной части выделена зона с особыми условиями использования — в полосе прохождения перегонного тоннеля между станциями метрополитена «Приморская» и «Зенит». Кроме того, в границах территории проектирования попадают и подводный, и подземные участки силовых кабельных линий, и волоконно-оптического кабеля, проложенных по дну Невской губы.
Работы будут осложняться наличием больших глубин. Рельеф дна акватории неровный, перепад составляет до семи метров в глубину (от нуля метров в балтийской системе высот).
О том, что в этом месте появится намывная территория, известно уже давно. Соответствующий проект планировки территории, включающий также и намыв на юго-западной части острова, в общей сложности «покрывает» территорию площадью 418,7 га. Документ Смольный утвердил еще в 2007 году по заказу ООО «УК «Морской фасад» (ЗАО «Терра Нова»), и затем скорректировал без изменения значимых параметров в 2014 году.
В 2017 году Смольный предъявил стратегическом инвестору претензии, что последний нарушил сроки и передавал участки третьим лицам вместо того, чтобы строить самостоятельно.
В сентябре 2020 года стало известно об одной из крупнейших за последние годы сделок в Петербурге: «Группа ЛСР» приобрела у АО «Терра Нова» право на намыв и строительство 143 га почти за 3 млрд рублей. К слову, когда объявляли о старте проекта, объем грунта для намыва оценивался в 8 млн «кубов». «Фонтанка» обратилась в компанию за комментарием, как соотносятся «сентябрьские» 143 га с увеличением объекта на 20 га, и изменились ли в связи с этим планируемые объемы строительства. На момент публикации ответ не поступил.
Предполагается, что намывать и стабилизировать территорию будет «дочка» «Группы ЛСР» — АО «ЛСР. Базовые». У компании есть соответствующий опыт: в 2017–2018 годах она намыла 87 га в юго-западной части Васильевского острова вдоль первой линии Финского залива. Проект реализовали за 15 месяцев, завершив его раньше срока на полгода. В этой части острова «Группа ЛСР» планирует возвести 500 тысяч кв жилой недвижимости, в северо-западной части, по предварительным оценкам, планировалось к 2034 году построить еще порядка 700 тысяч «квадратов» жилья, 260 тысяч кв. общественно-деловых объектов и встроенных помещений, три школы на 3300 мест, четыре отдельных и два встроенных детсада всего на 1130 детей. В этой части застройщик планировал возвести 75-метровые дома.
С предложением спрос на недвижимость на острове растет. По данным агентства «Невский простор», за 11 месяцев 2020 года — с января по ноябрь — он вырос на 31,6% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. Спрос на новостройки в Василеостровском районе за аналогичный период вырос на 11,69%.
Но изначальные планы создать на новых землях чуть ли не элитный уголок Петербурга — как конкурент Крестовскому — остались словами. Сейчас новые кварталы на намыве живут в страшной тесноте междомовых проездов — без дорог, школ, магазинов и с машинами «на головах» — парковаться там вообще негде. Большая часть квартир здесь — студии. Несмотря на то, что обладатели жилья, расположенного по 15 штук на этаже, высказывали свое недовольство властям города (даже грозили перекрыть движение по ЗСД), все проблемы остались с ними. Вопросы с транспортной и социальной инфраструктурой в районе западной оконечности острова не решаются.
К концу июня 2020 года, по подсчетам «Фонтанки», в высотки Васильевского острова уже заселились минимум 8,5 тысяч человек. С тех пор в декабре ввели в эксплуатацию ЖК «Светлый мир «Тихая гавань» от Seven Suns Development на 996 квартир. В том же месяце Glorax Development получила разрешение на ввод в эксплуатацию VI квартала проекта Golden City на 570 квартир. К 2023 году на уже освоенных намывных территориях население может составить 32 тысячи человек.
В марте 2020 года, открывая первый детский сад, губернатор Александр Беглов обещал до конца года еще два и старт строительства школы. К указанному сроку построили только один, если верить открытым источникам — в декабре открылся детсад на 220 детей на улице Кораблестроителей, его возвели в рамках городской адресной инвестиционной программы.
Не радует и очередная подвижка по строительству новых станций метро. Ввод вестибюля «Горного института», как заявляют власти, передвинули на конец 2022 года, правда контракт на строительство этого участка перенесли аж на 2024 год. И на 2030 — участок Лахтинско-Правобережной линии от «Горного института» через «Гавань» до «Морского фасада».
В прошлом году отложили до лучших времен конкурс на развязку ЗСД в районе Шкиперского протока — его так и не объявили в 2020 году, хотя проект планировки Смольный утвердил еще в апреле 2019 года.
В феврале глава муниципального образования «Гавань» Нэлли Вавилина объявила, что островитяне инициируют референдум о моратории на застройку Василеостровского района.
«На острове полностью нарушен баланс жилья и социальной инфраструктуры, считаем целесообразным введение моратория на выдачу разрешений на строительство любых объектов в Василеостровском районе, кроме социально необходимых и стратегически важных в плане национальной безопасности», — написала она, напомнив, что идее введения моратория исполнился ровно год.
Между тем объявленные слушания не касаются возможных проблем с инфраструктурой, а только экологических аспектов воздействия на окружающую среду.
Ирина Корбат, «Фонтанка.ру»
© Фонтанка.Ру
Источник
Берег невезения на намыве есть
Прошел год с митинга, на который выходили жители намывных территорий Васильевского острова. Несмотря на жалобы, петербургские чиновники не спешат строить дороги и открывать школы. Строительство новых жилых комплексов при этом продолжается. В планах — расширение на север.
Чтобы разобраться, как развивается инфраструктура, так ли хороша жизнь на берегу и почему дискуссии не прекращаются до сих пор, корреспондент «Росбалта» прогулялся по намыву и пообщался с собственниками и депутатами.
Намывная идиллия
Начало петербургской осени-2020 выдалось теплым и солнечным — настоящее бабье лето. По пути домой дети собирают листья, родители неторопливо гуляют с колясками по аллее. Чуть дальше, за ЗСД, стоят громады жилых комплексов, построенных на насыпной территории Васильевского острова. Мини-городок оградили забором, но пройти внутрь можно и без ключа: проходящие туда-сюда соседи без вопросов и подозрительных взглядов пропускают корреспондента «Росбалта».
Внутри чувство идиллии не исчезает. Архитектура, скорее, очаровывает— ее не сравнить с помпезными ЖК, в которых живут любители подчеркивать социальный статус. Прохожие встречаются разные: студенты, семьи, люди в костюмах, пожилые люди. В кофейне у дома сидит молодой человек и стучит по клавишам ноутбука. Возможно, фрилансер.
© Фото ИА «Росбалт», Никита Строгов
Откуда-то доносятся звуки газонокосилок и разговор коммунальщиков, мимо по велодорожке проезжает местный житель. Стоит одинокий гольфкар — зачем, непонятно. Парковка и спортплощадка днем полупустые, а вот лавочки заняты. На одной из них сидят две бабушки. Сперва не поверили, что перед ними журналист, пришлось долго показывать удостоверение.
«Все хорошо, жаловаться не на что. Недавно здесь был ураган, все снесло ветром, мусор повсюду, лавочки перевернуло, холодно, но посмотрите, какая сейчас погода! — рассказывают женщины. — Да, про митинги что-то слышали, той осенью было, но нас это не касается. Мы живем своей жизнью».
«Человейник» без человеческих условий
Протесты, которые упоминают пожилые женщины, прошли в октябре 2019 года. Тогда проблемы насыпных территорий были у всех на слуху: депутаты выступали с громкими заявлениями, местные жители собирали подписи губернатору, устраивали онлайн-флешмобы и другие акции. Требование — наладить инфраструктуру.
«Где наш садик? Где наша школа? Где наши дороги? Нам нужна поликлиника! Наш комфорт — ваша обязанность! Сколько ждать?» — гласили плакаты участников протеста.
Прошел год, но с тех пор мало что изменилось, считает местный житель Александр Верховцев.
«И митинг проводили, и другие акции, сборы подписи, постоянные попытки общения с администрацией. Все это ни к чему не привело. Единственное: в эксплуатацию наконец ввели детский сад. Впрочем, с учетом количества мест в нем это практически ничего не меняет для района. Большинство пользуется инфраструктурой за пределами ЗСД, — рассказывает Верховцев. — А, точно, еще аптека появилась. Это считается инфраструктурой?»
© Фото ИА «Росбалт», Никита Строгов
В происходящем собеседник обвиняет петербургские власти. По его мнению, не стоит перекладывать ответственность на застройщиков и управляющие компании, которые и без того многое сделали. Речь идет, например, о проведении дорог, формально являющихся инженерно-строительными проездами и потому лишенные освещения, и создании сквера, не взятого на баланс города. Не спешат критиковать девелоперов и другие опрошенные корреспондентом собственники.
«Сразу хотелось бы оговориться, что если статья будет о том, как много для простых жителей сделали чиновники и как плохо себя ведут застройщики, то это лучше не ко мне», — предупреждает корреспондента один из местных жителей.
Подобный скепсис к властям собеседники объясняют просто: представители Смольного пиарятся на проблемах намыва, но фактически ничего не предпринимают.
«Были последние интервью, где они обвиняют застройщиков, в том числе из-за отсутствия дорог. Но вообще-то вся инфраструктура обеспечивается силами города. Нечестная игра ведется всем нам известной партией и ее представителями. Понять их можно: для бюджета города это было бы большой нагрузкой», — отмечает Верховцев.
Недовольство жителей разделяет депутат Заксобрания от партии «Яблоко» Борис Вишневский.
«Пока городские власти не будут заставлять соблюдать нормативы градостроительного проектирования, пока не будут заставлять исполнять проекты планировки и пока не прекратят бездумно выдавать разрешения на строительство, все так и будет. Но власти предпочитают получать деньги и налоговые отчисления с застройщиков, давая им участки и разрешения на строительство, и совершенно не озабочены созданием дорог, школ, больниц. Поскольку это для них никакой конкретной выгоды не несет, то они этим не занимаются. А зачем?» — возмущается парламентарий.
По его словам, эта проблема актуальна и для других частей города с их «гетто и человейниками, где домов сколько угодно, а инфраструктуры нет».
При этом нагрузка увеличивается на больницы и школы ближайших районов, из-за чего растет социальная напряженность между собственниками в новых ЖК и «старожилами».
Ориентация — север
Тем временем на южной части намывных территорий продолжается строительство новых жилых комплексов, но этим планы не ограничиваются. В сентябре стало известно об еще одной крупной сделке: застройщик приобрел права на будущие 143 га на севере залива, где заброшенный пляж. Жилая площадь составит около 700 тыс. квадратных метров. Проект планируют сдать к 2034 году. Создаст ли это дополнительную транспортную нагрузку на острове, вопрос открытый. Например, Юго-Запад Петербурга уже давно страдает из-за притока новых жителей.
«Намывные территории абсолютно не нужны. Мы с ними боролись еще пятнадцать лет назад. У города достаточно места для строительства, чтобы не залезать в Финский залив. Кроме того, там еще и жить-то неудобно, место открыто всем ветрам, никакого комфорта это жилье, на мой взгляд, не приносит. Единственное, что оно сделало, это загородило жителям Морской набережной вид на залив и закат, хотя именно по этой причине собственники в свое время покупали квартиры втридорога», — отмечает депутат Вишневский.
Жители ЖК на намыве с претензиями не согласны, равно как и не видят логики в утверждениях, будто искажается исторический облик города. По мнению собеседников, в этой части Васильевского острова и раньше отсутствовал единый архитектурный ансамбль, за исключением гостиницы и близлежащих домов на ул. Кораблестроителей.
«Я вообще не понимаю суть критики. Если бы здесь строили жилье эконом-класса, панельки, тогда бы логика была понятна. А пока все смотрится удобоваримо. Не произведение искусства, но симпатично», — отмечает Верховцев.
Его мнение поддерживает и местная жительница Анастасия Олейник. Девушка довольна, что купила квартиру на намыве.
«Тогда, на стадии котлована, это было недорого, джекпот. Здорово, что дворы без машин, а для меня, как хозяйки собаки, это важно, могу не переживать, что водитель из-за угла выскочит. К тому же я не боюсь, что сюда зайдут пьяницы, хулиганы, потому что у нас есть охранник и огороженная территория. В итоге получается целый закрытый мини-город», — рассказывает Олейник.
© Фото ИА «Росбалт», Никита Строгов
У собеседницы нет претензий к застройщику, во всяком случае сейчас. С проблемами она столкнулась раньше.
«Тогда, помню, я принимала квартиру в ужасном состоянии. Договор об отделке был не соблюден, все протекало, сдавалось с большими задержками. Меня также обманули с документами: заставили подписать договор задним числом, а я и не заметила, так что не смогла взыскать компенсацию, — вспоминает девушка. — Но, не считая этого, в целом мой ЖК я считаю прекрасным местом для проживания».
Понять позитивный настрой Олейник можно, хотя и решены еще не все проблемы. Насыпные территории оказались неприступным бастионом. Сюда, определенно, не проникают маргиналы. Но то же самое можно сказать о бюджетных деньгах, школах, больницах, детских садах, дорогах и общественном транспорте. Местные жители хотели уединиться на заливе, а остались в итоге в одиночестве.
Никита Строгов
Источник
Намыв на Васильевском острове хотят расширить — горожане опасаются новых проблем с инфраструктурой. Что известно о проекте
В Петербурге начались общественные обсуждения документов по намыву на Васильевском острове, который должен появиться в 2026 году. На участке собираются построить еще один жилой комплекс.
Часть горожан выступает против проекта. Люди опасаются за экологию и жалуются на проблемы с дорогами, школами и детсадами на существующей территории намыва. «Бумага» рассказывает, что известно о ситуации.
В Петербурге начались общественные обсуждения документов по намыву, который к 2026 году хотят создать в западной части Васильевского острова. В опросных листах горожан спрашивают, можно ли с помощью опубликованных данных оценить воздействие проекта на природу. Мнения о самом проекте оставлять не предлагают.
Намыв под застройку планируют создавать в два этапа — с 2022 по 2024 и с 2025 по 2026 годы. Площадь территории составит почти 163 гектара, объем насыпи — 9,5 миллиона кубометра. Как следует из пояснительной записки, на территории ранее уже велись работы, поэтому в некоторых местах высота близка к необходимой. Тем не менее в границах есть «участки больших глубин», что может усложнить работы.
Границы намыва
О намыве на этой территории было известно давно: первый проект был утвержден Смольным еще в 2007 году. В 2014-м в документы внесли ряд изменений, касающихся, например, дорог и высотности зданий.
Созданием намыва на Васильевском острове займется дочерняя компания «ЛСР». Она получила право на создание намыва и последующую его застройку, когда за 3 миллиарда рублей выкупила проект у подконтрольной «Сбербанку» компании «Терра Нова». Эксперты назвали сделку крупнейшей на земельном рынке Петербурга за последние годы.
Как сообщали в «ЛСР», компания планирует построить на намыве жилой комплекс, общая площадь квартир в котором составит 700 тысяч квадратных метров. Еще 260 тысяч квадратных метров должны занять общественно-деловые объекты. Застройщик также обещал возвести три школы и шесть детских садов и благоустроить набережную Финского залива и реки Смоленки.
«ЛСР. Базовые» владеет специализированным флотом. Песчаный грунт планируют брать из цехов «Воронцовское» и «Каллелово» в Ленобласти, щебень и гранитный камень — из поселка Гаврилово.
Некоторые петербуржцы выступают против создания еще одного намыва на Васильевском острове. Среди них — глава МО «Гавань» Нэлли Вавилина. Она запустила опрос во «ВКонтакте», в котором более 2 тысяч человек проголосовали против проекта.
Против проекта также депутат Закса Борис Вишневский. Он отмечает, что на существующей части намыва лишь «высотки без социальной и иной инфраструктуры, без зеленых зон, школ, магазинов, детских садов, мест для парковки».
Жители намыва Васильевского острова неоднократно жаловались на неразвитую инфраструктуру района, а также на качество построенных там объектов. Например, собственники квартир в ЖК «Я-Романтик» рассказывали об отсутствии дорог и уличного благоустройства.
Изначально Смольный обещал обеспечить намыв инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой, но позже предложил застройщикам самостоятельно заняться сетями, а также строительством школ и прокладкой дорог, потому что «в бюджете средства на это не заложены».
Сейчас жители Васильевского острова требуют ввести мораторий на строительство любых объектов в районе, кроме социально необходимых.
Первым домом, построенным на намыве, стал ЖК «Капитан Немо» от «Лидер Групп». Однако его долго не могли подключить к коммуникациям и сдали в эксплуатацию в 2018 году.
В 2016 году компания Seven Suns Development сдала первую очередь ЖК «Светлый Мир „Я-Романтик“». «Бумага» рассказывала о жалобах собственников квартир.
Сейчас строительством на намыве помимо перечисленных компаний занимаются Glorax Development (ЖК Golden City) и «ЛСР» («Морская набережная»).
Читайте также материал «Бумаги» про завод «Самсон», который был крупнейшим мясокомбинатом страны, но в 2000-х обанкротился. Что сейчас происходит с полуразрушенным зданием-памятником, которое окружено новостройками.
Фото на обложке: Сергей Коньков / «Коммерсантъ»
Источник