Захаров дом который построил

«Дом, который построил Свифт»: самое фантасмагоричное кино Захарова

«Дом, который построил Свифт»: самое фантасмагоричное кино Захарова

Этот человек проповедует молча. Даже с амвона. Придет, встанет перед прихожанами… и молчит. И те молчат… И всё! Ирландцам почему-то сразу не нравится губернатор и раздражает нищета.

Ирландское правительство, пристально наблюдая за поведением радикального автора Джонатана Свифта (Олег Янковский), присылает к нему на дом в качестве надсмотрщика молодого врача (Александр Абдулов), идеально подходящего для работы с писателем-сатириком: книжек не читает, чувством юмора не обладает, политических воззрений не имеет. Красота, да и только.

А сам декан Свифт, в окружении верных слуг, влюбленных в него женщин, толпы лицедеев и сумасшедших, притворяющихся нормальными, а также нормальных, притворяющихся сумасшедшими (кто есть кто, разобрать невозможно), готовится к своей кончине. Очередной. Она назначена на пять часов вечера. Как и обычно. Вы тоже приглашены.

«Дом, который построил Свифт»: самое фантасмагоричное кино Захарова 1

Описывать происходящее в этом театрализованном фильме по сценарию Григория Горина или хотя бы его краткое содержание — занятие неблагодарное. Это разумная, добрая и вечная шизофреническая фантазия, во время просмотра которой можно двинуться умом, но это очень хорошо. Все, что надо, сразу встанет в голове на место, и человек узнает о себе, кто он такой: лилипут, великан, среднего роста или даже Гулливер. А, может, вообще какое йеху, фильм неплохо выявляет наличие йеху в организме.

Они, йеху, часто приписывают фильму претензию на глубинный смысл, но это, разумеется, полная чушь. В глубинном смысле нуждаются только неглубокие вещи, так болото, как говорил писатель Андрей Белый, притворяется глубиной.

В фильме же все обстоит предельно просто и ясно (особенно, если немножечко спятить). Речь идет о понимании и непонимании обывателем гениального художника и тех вечно актуальных вещах, которые художник отчаянно пытается до обывателя донести, иногда не без успеха:

Декан перестал пользоваться словами. Они искажают смысл. Особенно в наше время. Мы заврались: думаем одно, говорим другое, пишем вообще непонятно что…

Грустный юморист Горин, по чьей пьесе поставлен фильм, вообще регулярно размышлял о подобных вещах в своих произведениях, экранизированных режиссером Захаровым. О чем еще мог говорить человек, который был интеллигентом, врачом и писателем в Советском Союзе тех времен, когда нужно было выбирать, что держать открытым, — рот или глаза?

«Дом, который построил Свифт»: самое фантасмагоричное кино Захарова 2

Но бог с ним, со ртом или даже с глазами. Периодически вступающий закадровый голос велит нам оторваться от земли и поднять голову к небу, то есть расти над собой:

Подняться к небу, вот работа!

Подняться к небу, вот это труд!

Никаких рецептов, как подняться к звездам, фильм не дает, перед нами, в конце концов, театрализованная фантасмагория, танец над реальностью, а не инструкция по пользованию жизнью. Может быть, нужно не бояться открывать рот. Может быть, решиться открыть глаза. Может, прочитать пару умных книжек или посмотреть хорошее кино. Так или иначе искать свою лестницу в небо, как барон Мюнхгаузен из другой смешной и грустной картины Захарова по сценарию все того же Горина.

Читайте также:  Построить дом своими руками каркасно бетонный

Горин с Захаровым раз за разом предупреждали: если в небо вы подниметесь, окружающие решат, что вы — сумасшедший и для них опасны. Жизнь была трудной, станет еще труднее. Но расти над собой необходимо.

Поняли, да?

Ну, слава богу! Наконец-то… Мисс Джонсон! У нас радость! Доктор тронулся!

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Писатель и журналист. Пишет тексты про людей. Двигает магический реализм и фантастический натурализм в массы.

Показать комментарии

Источник

«Улыбайтесь, господа!»: 7 фильмов Марка Захарова

На счету у Марка Захарова всего семь фильмов. Однако почти все они разошлись на цитаты, а звучащие там песни стали хитами, которые знают несколько поколений. Вспоминаем все кинематографические работы знаменитого режиссера.

«Стоянка поезда – две минуты» (1972)

Об этом фильме, который на деле является кинодебютом Захарова, знают немногие. Захаров написал сценарий картины и снял ее в соавторстве с Александром Орловым. Получилась музыкальная комедия о жизни московского врача, который приехал работать в провинцию и неожиданно влюбился в местную медсестру. Ее играла одна из главных красавиц советской сцены Валентина Теличкина. Также в картине снимался Юрий Белов, известнейший актер послевоенного десятилетия, а голосом женских персонажей пела Алла Пугачева. На большом экране «Стоянку» так и не показали: она многие годы пролежала на полке из-за того, что исполнитель главной роли Олег Видов эмигрировал в США.

«12 стульев» (1976)

«Заграница нам поможет! Запад с нами»

Несмотря на произошедшее с первым фильмом, Захаров не отказался от желания работать в кино и взялся за четырехсерийный амбициозный проект. Амбициозный, потому что, во-первых, роман Ильфа и Петрова экранизировали уже не раз. А во-вторых, совсем недавно, в 1971, году вышла версия Леонида Гайдая – признанного мастера комедии. Противопоставить свой фильм работе такого режиссера было смело (поговаривают, что Гайдай отзывался о фильме негативно). Кроме того, на роли главных героев Захаров выбрал актерский дуэт, уже блиставший в «Бриллиантовой руке» Гайдая 1969 года (тоже, кстати, в роли мошенников). Анатолий Папанов сыграл Кису Воробьянинова, а Андрей Миронов – Бендера (режиссер утвердил его без проб). В отличии от предыдущих экранизаций в фильме Захарова было много много музыки и танцев. Эти элементы станут обязательными и для последующих его работ.

Читайте также:  Как построить бассейн в доме проекты фото

«Обыкновенное чудо» (1978)

«Мне ухаживать некогда. Вы привлекательны, я чертовски привлекателен. Чего зря время терять? В полночь жду»

Определить жанр «Обыкновенного чуда» сложно: это и сказка для взрослых, и музыкальная комедия, и философская притча о любви. По сюжету волшебник (Олег Янковский), чтобы развлечь свою жену (Ирина Купченко) рассказывает ей сказки, персонажи которых приходят в их дом. На этот раз волшебник превратил Медведя в человека, но он снова станет зверем, если его поцелует прекрасная принцесса (Евгения Симонова). Конечно, же Медведь и принцесса встречаются, влюбляются, пытаются бежать от своих чувств.

Захаров много раз обращался к творчеству Евгения Шварца в своих спектаклях, а вот фильм по его пьесе поначалу ставить не хотел и почему передумал – неизвестно. Кастинг на главную мужскую роль был строгий. На пробах 25-летний Александр Абдулов, который только поступил в труппу «Ленкома», сомневался, что получит роль. «Пробуюсь всегда я, а играет Костолевский», – говорил актер. Позже он снялся у Захарова в еще в четырех фильмах.

«Тот самый Мюнхгаузен» (1979)

«Я понял, в чём ваша беда: вы слишком серьёзны. Умное лицо – это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!»

Образ ироничного фантазера барона Мюнхгаузена очень нравился актеру Владимиру Зельдину. Он так мечтал сыграть эту роль, что попросил сатирика Григория Горина написать для него пьесу. Спектакль по ней поставили в Театре Советской армии, его увидел Марк Захаров и решил сделать по этому материалу фильм.

Картину снимали в Германии, актерский состав вновь состоял из звезд «Ленкома». По сюжету Мюнхгаузен — уже немолодой человек, который пережил множество переключений и имеет взрослого сына, а на главную роль Захаров выбрал Олега Янковского, которому только исполнилось 35 лет. Получилась двухсерийная трагикомедия о человеке, который умел мечтать и верил в прекрасное.

«Дом, который построил Свифт» (1982)

“– Видите вон тот дуб? Пообщайтесь с ним, ему, наверное, тоже пятьсот лет.
– Как, уже пятьсот? Я помню его ещё желудем…”

Читайте также:  Дом построить под ключ самара

И вновь Олег Янковский в главной роли, на этот раз в образе писателя Джонатана Свифта – одного из самых загадочных писателей XVII века. По сюжету его дом населяют придуманные им литературные герои — лилипуты, великаны йеху. В дом Свифта, где реальность тесно срослась с вымыслом, оказывается психиатр Симпсон (Александр Абдулов), который пытается понять гениального автора.

«Дом, который построил Свифт» – самая сюрреалистичная работа Захарова, своеобразный арт-хаус советского времени. Возможно поэтому фантасмагоричная музыкально-комедийная история о сумасшествии и фантазиях так и не стала хитом.

«Формула любви» (1984)

«Селянка, а селянка! Хочешь большой, но чистой любви?»

Григорий Горин написал вольный пересказ повести Алексея Толстого «Граф Калиостро». Главный герой – магистр темных сил (а на деле просто талантливый мошенник), вместе со своими спутниками скрывается от погони в дворянской усадьбе, где попутно пытается оживить статую и добиться любви молодой девушки.

На главную роль Захаров долго не мог найти актера. Случайно он оказался на спектакле грузинского театра, гастролировавшего в Москве, и увидел Нодара Мгалоблишвили. Режиссер сразу понял, что именно он должен сыграть Калиостро и после спектакля отправился прямо в гримерку предлагать роль.

Самая известная песня фильма (и, наверное, из всех фильмов Захарова) – «Уно момент» – появилась случайно. Просто Александр Абдулов и Семен Фарада, игарвшие слуг графа, захотели тоже что-нибудь спеть, и композитор Геннадий Гладков сочинил для них песенку «по-быстрому».

«Убить дракона» (1984)

«Единственный способ избавиться от Дракона – это иметь своего собственного»

Сказочная история о рыцаре Ланцелоте, который освобождает город от тирании Дракона, стала режиссерским дебютом Захарова в 1963 году. Спустя 25 лет по мотивам сюрреалистической пьесы Шварца он снял свою самую драматичную и серьезную картину.

Главные роли исполнили любимые актеры Захрова: Абудлов и Янковский. Но если Абдулов вновь был в привычном амплуа героя, то Янковский был в отталкивающем злодейском образе (а точнее сразу в трех). Фильм вышел в самый разгар перестройки, и лозунг «Убей дракона в себе» перекликался с концепцией «Начни перестройку с себя». Эта картина – единственная из всех работ режиссера была показана в кино. Остальные снимались для телевидения.

Симона Андрисенко

Источник