Жил да был веселый гном он в лесу построил дом

Гном и дом: или Почти пророческие предвкушения детства

Продолжая эту серию о нашем детстве хотел бы порассуждать с вами о тех почти пророческих «узнаваниях» (или что это еще может быть??), через которые мы проходим в детстве. Возможно, я ошибаюсь, и то, что принимаю за «узнавания» на самом деле является сильными впечатлениями, которые в том или другом плане сформировали характер, а затем и судьбу. Но остается вопрос: а почему именно то-то и то-то произвело неизгладимое впечатление на меня, а то-то и то-то — на вас? Почему тот-то и тот-то эпизод, герой, впечатление, встреча, поездка — произвели впечатление на меня, а тот-то и тот-то — на вас?

Ваш покорный слуга в детстве — кажется, не так уж сильно изменился

Не вполне я уверен, как все это работает, но теперь, оглядываясь назад, я четко вижу, что все то, что по каким-либо причинам до дрожи, на телесном уровне пробирало меня в детстве — все это потом происходило в моей жизни. Бытие ли определяет сознание, или сознание определяет бытие — я здесь спорить не берусь, а вместо этого поделюсь своими детскими опытами, своими переживаниями. А вы, возможно, вспомните свои. Возможно даже, это поможет вам лучше понять — кто вы?

Я уже писал о самых ранних воспоминаниях детства, и о жажде вечности, которая приобретает местничковые, причудливые формы в жизни каждого ребенка. Но вот теперь задумаемся о первых наших столкновениях с какими-то существующими вне нас судьбами, характерами, событиями, наборами идей — которые мы получали из наших контактов с родными и близкими людьми, первыми друзьями, а также из книг, радио и телевидения. Почему некоторые вещи, некоторые эпизоды. некоторые герои — проходят мимо, почти не задев нас. Другие же наоборот вызывают землетрясение маленькой детской жизни. Почему?

Не забывайте делать ваши упражнения с палочкой. Не теряйте формы.

Я помню самое первое «пророчество», горьковатое на вкус, которое я прочувствовал, которое коснулось меня. Вечерами мама читала мне разные детские книжки, или сама выдумывала сказки. Слушать их было хорошо, засыпать под них было здорово. Все было приятно, интересно. Но что-то задевало особенным образом — и лишало сна. Из десятков и сотен приятных книжек, историй, фильмов, встреч — какие-то неожиданно пронзали нас странным щемящим чувством — ты как будто узнавал свою будущую жизнь. Конечно, ты не понимал этого, как не понимал ты и того — почему тебя вдруг так задело что-то?

Помню, кажется, что самое первое внешнее впечатление, когда внешняя, не моя история, задела меня… Это было стихотворение, которое мама прочитала мне (и потом, по моей просьбе, много раз еще читала) в той самой каморке, в которой я однажды построил свой «вечный танк». Это было стихотворение, которое так резонировало с моим мозгом, что тот начинал ходить какими-то кругами, какими-то глубокими волнами сознания, которые прокатывались через тебя — так, что будто в голове гудело от них.

Итак, моим первым предвкушением будущего — притом не слишком радужного — стало стихотворение Михаила Либина, которое, возможно, знакомо и вам — Гном и дом:

Далеко в краю лесном
жил-был старый-старый Гном.
Был у Гнома старый Дом —
Триста лет прожил он в нем.
И бывало, если Гнома
не бывало долго дома,
Старый Дом о нем скучал,
Грустно ставнями стучал.
Раз понадобилось Гному
на три дня уйти из дома
неизвестно почему.
но на третий вечер Дому
стало скучно одному.
Старый Дом навстречу Гному
зашагал в ночную тьму.
Гном вернулся: Дома нет,
и росой усеян след.
Все места вокруг знакомы,
только Дома нету дома.
Что могло случиться с Домом?
Может, он ушел к знакомым?
Может, он с дороги сбился?
С непривычки заблудился?
Встретил речку на пути —
и не может перейти?
И подумал старый Гном:
«Бедный, бедный старый Дом!
Поспешу ему навстречу —
хоть на полдороге встречу!»

Позади меня — та самая каморка, в которой читались книжки и стихи

Очень мало интереса
До утра шагать по лесу.
ночь прошла, и день настал.
Дом бояться перестал.
подустал, замедлил шаг,
и решил при этом так:
«Гном, небось, давно уж дома —
знать, домой пора и Дому!»

Воротился — Гнома нет,
и в лесу затерян след.
Дом вернулся — Гнома нет.
Гном вернулся — Дома нет.
Гнома нет и Дома нет,
и порос травою след.

Стихи читала мне моя мама

Через год — с большим трудом —
повстречались Дом и Гном.
-Дом, родной!
-Гном, родной!
Как я счастлив, ты со мной!

Сказка кончено. Осталось
лишь один совет вам дать:
если мама потерялась,
значит, маму надо ждать!
слишком долго маму ждать не придется:
мама будет вас искать — и сама найдется!

Простой такой стишок. Но он как будто приоткрыл мне мое будущее — мои долгие-долгие скитания вдали от дома, вдали от родины — и мое возвращение. Я же тогда не знал еще, что во многом уподоблюсь маленьким хоббитам, которые отправятся за тридевять земель и найдут на свою голову куда более приключений, чем думали. Год для маленького человечка — а именно столько были в разлуке гном и дом — это бесконечно долгий период. В моем случае он растянулся на десятки лет…

Читайте также:  Телепередача дом который построил

Я и сегодня, читая эти строки, как будто ощущаю аромат молока из бутылки с широким горлышком (из кафетерия в доме напротив), запах шерстяного одеяла и свою желтую детскую ночную рубашку… И щемящее сердце чувство, что мне когда-то придется пройти непростым путем гнома.

А потом были какие-то отрывки из фильмов, из книг — вроде бы ничем не примечательные, на что другие не западали — а мне они душу сверлили. Какие-то мелочи, запахи, слова, которые проносились мимо глаз других — по непонятным причинам застревали в моем сознании, и потом прокручивались там ночами, годами… А какие-то «большие» вещи, эпизоды, сцены — в одно ухо влетали, из другого вылетали. А кого-то они задевали. А кто-то не спал по ночам — возможно оттого, что нечаянно заглянул в свое будущее.

Вот так и притягиваются к нам те вещи, которые по-настоящему значимы — только для нас, или особенно для нашей души. Мы начинаем обрастать ими, одеваться в них. И это вовсе необязательно потому, что они нам нравятся. Я помню некоторые вещи, которые мне не нравились — но которые странным образом будоражили меня. Как будто я предчувствовал — они меня ожидают.

Сколько себя помню — всегда любил ходить с палочкой

Но я не буду утомлять вас этим — я выполнил свое обещание и поделился первым из таких впечатлений. Которое, увы, оказалось пророческим. А может, это было лишь странно сильное впечатление, отразившееся на психике и на судьбе? Как вы думаете? Помогите мне разобраться. Какие были ваши первые сильные впечатления от столкновения с книгами? Фильмами? Ситуациями? Людьми? Поделитесь.

Чтобы не пропускать новые статьи на разные темы, подпишитесь на мои каналы на Дзен:

«Открытая Семинария«,

Заходите на мой сайт «Духовный миллионщик«. Там много интересного.

Не мало интересного вы найдёте на моём YouTube канале «Открытая семинария».

А на YouTube канале «Солёное радио» мы проводим прямы эфиры на разные темы.

Вступайте в группу «Открытая семинария» в ВК.

Источник

Стихи про Гномов (1-2, 3-4, 5-6 лет). Новогодние стихи про Гномов

Стихи про Гномов для детей 1-2 года

Где же взять мне елочку,
Хвойную иголочку?
Кто мне может подсказать,
Новый год мне как встречать?

Я ищу на праздник елку,
Елку – хвойную иголку.
Без нее ведь Новый год
Ко мне в домик не придет.

Ты спроси о том лису,
Ведь живет она в лесу!
Пусть расскажет, где живет,
Как встречают Новый Год!

В шляпе схож с боровиком
Этот лесожитель,
В колпаке же – со сморчком;
Лес – его обитель.
Дебри с детства хороши
Жителю такому:
Здесь туристов – ни души,
Хорошо здесь гному!

Стихи про Гномов для детей 2-3 года

«Кто живет под потолком?»
— Гном.
«У него есть борода?»
— Да
«И манишка, и жилет?»
— Нет…
«Как встает он по утрам?»
— Сам.
«Кто с ним утром кофе пьет?»
— Кот.
«И давно он там живет?»
— Год.
«Кто с ним бегает вдоль крыш?»
— Мышь.
«Ну, а как его зовут?»
— Скрут.
«Он капризничает, да?»
— Ни-ког-да!…

Жил да был
весёлый гном.
Он в лесу
построил … Дом.
Рядом жил
поменьше гномик.
Под кустом он
сделал … Домик.
Самый маленький
гномишко
Под грибом
сложил… Домишко.
Старый, мудрый
гном-гномище
Выстроил большой
… Домище.
Каждый день
соседи-гномы
Навещали деда
… Дома,
Всех встречал
радушный гном,
Все любили
этот … Дом

Стихи про Гномов для детей 3-4 лет

Сказку вам хочу прочесть,
На полянке домик есть.
Дружно гномы в нем живут
Кто они, узнаем тут.
Это гномик – Весельчак
Рассмешить ему пустяк
Где мы слышим только смех
Радость он несет для всех.
Может он ворчать весь день
Говорить ему не лень.
Просто так устроить шум,
Вы узнали, он Ворчун.
Познакомьтесь же вы с ним
С нашим Соней дорогим.
Целый день лежал бы он,
У Сони крепок очень сон.
Это наш Тихоня гном.
Где его сейчас найдем.
Предается он мечтам
Создает стихи друзьям
Это Чихун, такой же гном
И к нему, мы подойдем.
Слышно, как чихает гном,
Не выносит пыли он.
Ведь мудрее Доки нет
Даст всем правильный ответ
Он науки грызет гранит
Перед вами эрудит.
Представляется он так
Что его зовут Простак.
От друзей секретов нет
Им дает всегда совет.

Под ярким крошечным зонтом
Спешит домой весёлый Гном –
Тропою сказочных чудес
Идёт он сквозь дремучий лес.

Боятся только слабаки
Кикимор и Бабы-Яги,
А храбрый Гном давно знаком
Со всяким хитрым колдовством.

Пускай ещё он ростом мал,
Но смел, отважен, да удал.
Бесстрашный Гном идет вперёд
И громко песенки поёт!

Стихи про Гномов для детей 4-5 лет

Серебряные нити
Повисли из небес,
Как будто кто-то с лейкой
Туда тихонько влез!

Но лестница упала –
Раздались треск и гром,
И молния сверкает –
Смеется хитрый гном…

На тучку влез, не зная,
Чем кончится игра,
На радуге кататься
Спешит – уже пора!

На опушке старый дом,
В нём живёт весёлый гном.
Иногда он так хохочет,
Словно где-то грянул гром.
Как увидит всё большое,
Рассмеётся:»Что такое?
Я такого не видал,
Потому что ростом мал».
Днём обычно гном играет,
Ночью звёзды зажигает-
Для него это пустяк!
Вот так гном!Какой чудак!
Лес-одна его семья,
Звери-лучшие друзья,
Вот бы мне с ним подружиться!
Может, гномом стану я?

Читайте также:  Как построить дом с поршнями

Стихи про Гномов для детей 5-6 лет

Я маленький весёлый гном,
Любимец всех детей.
Весельем будет полон дом,
Коль буду жить я в нём!
Всегда и всем готов помочь
Прогнать обиду, боль и скуку…
И всё плохое превозмочь.
Скорей давай мне руку!
Не жди, а забирай меня!
Неси быстрее в дом!
Я символ счастья и удач-
Весёлый милый гном!

Однажды старый, мудрый гном
Позвал друзей в свой новый дом
В честь новоселья грянул пир…
В гостях и леший, и вампир
И эльфов дружная семья,
Три феи, тролль и даже я!
В камине щёлкают поленья,
Гном выставляет угощенье:
Вино из маковой росы,
Пятнадцать фунтов колбасы,
Двенадцать плиток шоколада,
Четыре кисти винограда…
Ещё огромный апельсин,
Но, к сожалению, один!

Источник

Занятие по развитию речи ‘В гости к гномам’

Занятие по развитию речи с использованием компьютерной презентации в подготовительной к школе группе.

Тема: «В гости к гномам»

Коррекционно-образовательные цели: закрепление знаний детей о родственных словах, упражнение в выделении из текста родственных слов, закрепление навыков звукового анализа; активизация объяснительной речи детей.

Коррекционно-развивающие цели: развитие фонематического восприятия, зрительного и слухового внимания, памяти, мышления, цветовосприятия; активизация поисковой деятельности.

Коррекционно-воспитательные цели: воспитывать взаимопомощь, умение правильно оценивать конечный результат работы.

Пособия и материалы: 2 картины с гномами для выделения отличий, по 4 карандаша красного, синего, желтого и зеленого цветов на каждого ребёнка, индивидуальные карточки, корзинка с подарками.

Словарная работа: домосед, домочадцы, домовитый, домовой, громоотвод.

Предварительная работа: знакомство с родственными словами.

О.О.: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: речевая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная, чтение (восприятие художественной литературы), оздоровительная.

Ход НОД

I. Организационный момент.

— Сегодня на занятии у нас много гостей. Давайте поприветствуем их.

— Отгадайте загадку:

— Незаметно в каждый дом
По ночам приходит … (гном).

— А кто такой гном?

II. Основная часть НОД.

1. Игра «Запомните и назовите отличия».

— Один из гномов прислал нам свои фотографии. Рассмотрите внимательно и запомните первую фотографию.

(Одна картинка убирается, выставляется другая.)

— Фотографии похожи, но есть и отличия. Назовите их.

(Для проверки предъявляются обе картинки.)

— Гномы пригласили нас в гости. Пойдем?

2. Выделение из текста стихотворения родственных слов.

/Слайд № 1./

— Жил да был веселый гном.
Он в лесу построил … дом.
Рядом жил поменьше гномик.
Под кустом он сделал … домик.
Самый маленький гномишко
Под грибом сложил … домишко.
Старый, мудрый гном – гномище
Выстроил большой … домище.

— А чем отличаются дом, домик, домишко, домище? (Размером)

/Слова появляются на экране/

— Что общее у этих слов? (Общая часть «дом», относятся к одному слову)

— Как мы называем такие слова? (Слова-родственники)

— Сейчас я продолжу читать стихотворение, и вместе мы будем подбирать родственные слова к слову дом.

/Читается стихотворение, называются родственные слова, объясняется лексическое значение этих слов, на экране высвечивается названное слово/

— Старый, мудрый гном – гномище
Выстроил большой … ДОМИЩЕ,
Был он стар и был он сед
И большой был … ДОМОСЕД.
А за печкой, за трубой
Жил у гнома … ДОМОВОЙ.
Очень строгий, деловитый,
Аккуратный, … ДОМОВИТЫЙ,
Мох, калину, зверобой –
Всё из леса нёс … ДОМОЙ.
Есть любил он суп вчерашний,
Пил он только квас … ДОМАШНИЙ.
Вечером привык встречаться
Гном с любимым … ДОМОЧАДЦЕМ:
Вместе посмотреть кино,
Поиграть с ним в домино.
Каждый день соседи – гномы
Навещали деда … ДОМА,
Всех встречал радушно гном,
Все любили этот … ДОМ.

— Вот какая длинная цепочка родственных слов у нас получилась. Давайте прочитаем эти слова.

— Какая общая часть у всех этих слов? (Дом)

— Мы объяснили значение этих слов и убедились, что все они связаны с домом.

— А теперь давайте мы отдохнём вместе с гномами.

3. Физкультминутка.

Гном проснулся, потянулся,
Вправо, влево повернулся,
Наклонился, распрямился,
На пенек хотел присесть,
Нет пенька, но ничего –
Мы придумаем его.

4. Расставь гномов по порядку.

— А какая ещё цепочка родственных слов есть в стихотворении? (Гном, гномик, гномишко, гномище)

— Давайте назовем их по размеру от самого большого до самого маленького. (Гномище, гном, гномик, гномишко)

/На слайде появляются гномы от самого большого до самого маленького/.

5. Работа по карточке «Раскрась колпачки».

— Посмотрите, у всех гномов колпачки разного цвета. Запомните, какого цвета колпачок носит каждый гном.

/Гномы убираются, дети по памяти закрашивают их колпачки./

— Раскрасьте колпачки гномов нужным цветом.

Проверка:

— Какого цвета колпачок у самого большого гнома? и т.д.

6. «Цветовое кодирование».

— Гномы приготовили нам испытание. Они закодировали слово, которое нужно отгадать.

— Что же это за слово?

/Дети печатают слово ГРОМ./

7. «Звуковой анализ».

— Сколько звуков в слове «гром»? (4)

— Сколько согласных звуков? (3)

— Какие? (Г,Р,М)

— Сколько гласных звуков? (1)

— Какой первый звук? (Г)

— Дайте характеристику звука [Г]? (Согласный, звонкий, твёрдый)

/Характеристика всех звуков/

— Сколько в слове «гром» слогов? (1)

— Почему? (Один гласный звук)

8. Заучивание стихотворения с опорой на схему.

— Дети, а знаете, почему гномы закодировали слово «Гром»?

Читайте также:  Построить дом самому проэкт

— Потому что они очень боятся грома. Про это даже стихотворение есть — «Гном и гром»

/По ходу чтения стихотворения, выставляются опорные картинки/

— И в лесу, и возле дома
Умный Гном боится Грома!
Загрохочет в тучах Гром
Умный Гном сейчас же в дом.
Ведь всегда у Гнома дома
Есть громоотвод от Грома!

9. Задание «Строим башню» (дополнительно).

— Гномы очень любят строить. Однажды они решили построить башенки из 4 — х кирпичиков, самый верхний и самый нижний кирпичики должны быть одинакового цвета. Вот что у них получилось. Какие башенки построены не правильно? Почему?

10. Зрительная гимнастика.

III. Итог занятия.

— Ребята, нам пора возвращаться в группу. Вам понравилось играть с гномами?

— Вы им тоже понравились, и они оставили для вас подарок.

— Какое задание показалось сложным?

— А какое понравилось больше всего?

Картинки и слайды:

1

1

1

Староверова М.П.,
учитель-логопед

 Loading …

Источник

Запись на стене

Подборка стихотворений про гномов и фонарики.

* * *
Если я был бы маленький-маленький гном —
Я напивался бы каплей одной дождя,
Я бы на божьей коровке ездил верхом,
Удочку прятал бы в дырочку от гвоздя.

* * *
Я под деревьями запросто бы проходил,
Мне бы комар казался большим орлом,
Блюдце — широким озером, если б я был…
Если я был бы маленький-маленький гном.

* * *
Как-то раз весёлый гном
Услыхал за речкой гром.
И спросил у грома гномик:
— Громик, громик, где твой домик?
И ответил гному гром:
— Видишь тучку? Там мой дом!

* * *
За рекой, за речкой, Облака в колечко,
Облака в колечко Ветер закрутил.
За рекой, за речкой
Дом с кирпичной печкой, Дом с кирпичной печкой
Гномик смастерил.
Приглашает гномик
Всех в весёлый домик, В свой весёлый домик
Приглашает гном.
Заходите в гости, Заходите в гости,
Приглашает в гости,- Что ж, давай зайдём.

* * *
На опушке старый дом,
В нём живёт весёлый гном.
Иногда он так хохочет,
Словно где-то грянул гром.
Как увидит всё большое,
Рассмеётся: «Что такое?
Я такого не видал,
Потому что ростом мал».
Днём обычно гном играет,
Ночью звёзды зажигает-
Для него это пустяк!
Вот так гном! Какой чудак!
Лес-одна его семья,
Звери-лучшие друзья,
Вот бы мне с ним подружиться!
Может, гномом стану я?

* * *
На солнечной опушке
В малюсенькой избушке
Живёт весёлый гномик.
И любит он свой домик.

А всё на той опушке:
И травы, и волнушки,
ВОТ реченька, и ели
Из вкусной карамели…

И любит гном местечко,
Где домик, и где речка…
Где всё из карамели:
Волнушки, травы, ели…

* * *
Как-то, летним вечерком,
Кто-то постучал в мой дом.
Я, к окну, а на пороге
Давний мой приятель. Гном.

Ну, вы помните: тот гном,
Что в саду под лопухом
Прошлым летом из фанерки
Сам себе построил дом.

* * *
Стоит в лесу тесовый дом, Дом гнома!
А в нём живёт весёлый гном, Гном-дома!
Он кормит белок шишками,
За стол садится с мишками,
С пушистыми зайчишками
Да с мышками-норушками!
Он делится игрушками
С кукушками-болтушками,
С енотами и с дятлами,
С совой, обросшей патлами!

* * *
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем домики считать.
Видишь эти домики —
В каждом есть по гномику.

В белом — старый гном живет,
С ним — большой усатый кот.
В красном — гномик-садовод,
Ест клубнику круглый год.

В синем — гномик-рыбачок,
Ловит рыбок на крючок.
В желтом — гномик-пчеловод,
Всем друзьям он носит мед.

Ну а в розовом живет
Добрый гномик-стихоплет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Гномики — пора в кровать!

* * *
Тихий, ласковый, теплый уют:
Гномики маленькие здесь живут.
Пряжу прядут, пироги пекут,
Вяжут носки и тихонько поют.
На маленьких коечках спят по ночам,
Распущены волосы по плечам,
Сверчкам в их оставленных колпачках
На стенке ходики в такт стучат.

* * *
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем гномиков считать.
Первый шел в зеленой шляпке,
В кофте синей шел второй,
Третий прыгал в красных тапках,
Был четвертый с бородой.
Пятый гномик был веселым —
Песни пел и танцевал,
А играть бы ты с которым
Гномиком сегодня стал?

* * *
В нашем старом домике
Жили — были гномики,
Днем они обычно спали
В сундуке среди тряпья,
Не мешали, не кричали,
Под ногами не шныряли,
Домочадцам не мешали,
Были скрытны-до нельзя.
Но когда часы двенадцать
Средь полуночи пробьют,
Из окон, щелей и в двери
Гномы стайкою бегут…
Мы гостям безмерно рады,
Сон пропал… куда там спать,
Наши гномы — домовята
Будут сказочки читать.

* * *
Темно и страшно за окном?
Тебе всё по плечу.
Ведь ты подсветишь им
И свет прогонит напрочь тьму.

Тебе дарю фонарик я,
Пусть в жизни помогает,
И даже ночью или в лесу
Дорогу освещает.

* * *
Фонарик черный, как жучок,
В кармане у меня.
Лежит фонарик-светлячок,
Слепой при свете дня.
А вечером я им свечу,
Свечу, куда хочу.

* * *
Мне не скучно без огня —
Есть фонарик у меня.
На него посмотришь днём —
Ничего не видно в нём,
А посмотришь вечерком —
Он с зелёным огоньком.
Это в баночке с травой
Светлячок сидит живой.

* * *
Если свет погаснет вдруг,
У меня есть верный друг.
Мне с фонариком не страшно,
Я иду вперёд отважно

* * *
В темном небе солнце спит.
Грустно нам немножко.
Только звездочка глядит в черное окошко.
Вместе сядем за столом и фонарики зажжем.
Мой фонарик маленький,
Ты свети, свети.
Маленькое солнышко,
Ты гори, гори.

Источник